E-bugs - лого
всё об электронных средствах
разведки и защиты
E-bugs - электронные жучки

Обзор портативной CB-радиостанции Alan 42

Портативная CB-рация - явление редкое. Alan 42 (аналог в США - Midland 75-822) - один из немногих представителей таких радиостанций. Причиной такой редкости являются особенности распространения волн CB: рации требуется большая антенна и приличный запас питания - обойти это невозможно. Поэтому CB-рации сегодня в подавляющем большинстве мобильные, но не портативные.

Так что же даёт нам Alan 42? Это классическая CB-радиостанция, помещенная в корпус размером с тангенту (да, да, правильно - манипулятор).
Реальная мощность передачи при напряжении питания 13.2 В - 4 Вт. При питании от батареек/аккумуляторов обещают мощность 1-2 Вт. Пониженный режим мощность - около 2 и 1.5 Вт соответственно. Это немного, факт. Впрочем, известно, что дальность передачи существеннее зависит от антенны.
А вот приёмник, судя по отзывам, стоит ничем не хуже тех, что есть в мобильных радиостанциях, значит, мы сможем качественно слушать эфир на трассе.

Впрочем, теперь о личных впечатлениях. Радиостанция идёт в полном, даже избыточном комплекте (подробнее можно узнать в интернете). Цветная коробка, качественная упаковка, пачка макулатуры - всё как полагается.

Упаковочная коробка, комплект поставки радиостанции Alan 42 Руководства, рекламные проспекты, гарантийный талон Alan 42

Первое впечатление рация производит очень положительное. Она реально маленькая, меньше, чем ожидаешь. Хотя в интернете можно найти мнения, что рация большая, это не так, в варианте с 6-батареечным отсеком она немногим больше УКВ-портативки, например, Baofeng UV-5R. Весит радиостанция в комплекте с шестью батарейками 330 гр. (что всего в 1.5 раза больше, чем у Baofeng UV-5R). Вес "головы" - 187 гр.

Сравнение радиостанций Alan 42 и Baofeng UV-B5: вид сбоку Сравнение раций Alan 42 и Baofeng UV-B5 Сравнение радиостанций Alan 42 (автомобильный вариант) и Baofeng UV-B5 Так Alan 42 лежит в руке

Alan 42 отлично ложится в руку, все органы управления на своём месте. Корпус сделан солидно. Кнопки PTT и переключения каналов легко идентифицируются тактильно. Все кнопки, похоже, мембранные, нажимаются мягко, едва заметно, кроме кнопки PTT. Ручки шумоподавителя и громкости не имеют меток положения, что не очень приятно - трудно понять, какой уровень Squelch выставлен.

Головная часть рации Alan 42 Alan 42: органы управления сверху Alan 42: кнопки передачи и переключения каналов Клипса и задняя часть рации Alan 42

Экран нормальный, особо добавить нечего, номер канала и сетки виден, а больше там рассматривать в обыденной ситуации нечего. Подсветка "на троечку": достаточная, но неравномерная и, когда она включена, индикатор читается только глядя под 90 градусов или чуть снизу, а сверху - изображение пропадает. Подсветка включается только специальной кнопкой и гаснет автоматически через 5 с - не очень удобно. Подсветки кнопок нет.

Подсветка Alan 42: взгляд под 90 градусов Подсветка Alan 42, если смотреть чуть выше дисплея

Параметры, в частности номер сетки и канала, блокировка клавиатуры, запоминаются при отключении питания.

Динамик, как показалось, шипящий, кажется, его распирает от мощности, а громкость приходится ставить большую. Впрочем, это не так критично, не стоит на это сильно обращать внимание, да и внешний динамик при желании можно поставить.

Антенна присоединяется при помощи BNC-разъема. Антенна и на вид хлипкая, и, говорят, в работе отстойная. Внешне она напоминает кусок коаксиального кабеля. Рекомендуют менять на антенну от Radioshack TRC-230. На антенну накинуто кольцо заглушки разъемов гарнитуры, сидит это кольцо свободно, так что при снятой антенне заглушку можно потерять.

Штатная антенна Alan 42

Штекер прикуривателя удобный, сидит плотно. Нужно учесть, что один из его "минус"-контактов не подключен.
Сочленение с батарейными модулями и автомобильным адаптером - на высоте: надежное и плотное.

Контактная группа головной части рации Автомобильный адаптер Alan 42: вид на контакты

В батарейных модулях простое последовательное соединение, но в аккумуляторном дополнительно есть плата с диодом, резистором и индикаторным светодиодом - простая схема защиты, регулирования тока и индикации. При подключении сетевого адаптера питания (кстати, выдает ток 120 мА) для зарядки аккумуляторов, питание радиостанции отключается.

Батарейные модули Alan 42: справа - аккумуляторный Батарейные модули рации: ответная часть Схема зарядного устройства (аккумуляторного модуля) Alan 42

Небольшой тест с автомобильной 1.5-метровой антенной на магните показал, что Alan 42 принимает до 5 км в условиях города, уверенно передает на 0.5 км (да, да, это очень мало). Это не максимальные значения, а выясненные за короткий период, вполне возможно, что значения могут быть больше. Малое расстояние передачи вполне возможно объясняется ненастроенной антенной - антенна до этого была пересобрана и её КСВ не настраивался. Помимо ближних корреспондентов, в эфире на разных каналах было много иностранцев, вроде бы итальянцев - чаще на грани слышимости, но иногда и чище.

Alan 42 не страдает от помех бортовой сети: подключался просто в прикуриватель при помощи штатного "каблука" в "Самаре" - что при выключенном зажигании, что при работающем двигателе - приём был одинаковым.

Что можно сказать в итоге:
Рация покупалась по некому зову сердца: "Хочу!", и я не разочаровался. Даже если не удастся добиться хорошей дальности передачи, уже как приёмник Alan 42 себя оправдал: слушать эфир на трассе он может качественно. Ну и в критической ситуации на "живой" трассе точно можно будет до кого-нибудь докричаться.
В пользовании рация очень удобна: держишь в руке как будто тангенту, от неё идёт витой шнур... вникуда, как будто рации и нет. Рацию можно очень быстро отключить и либо взять с собой, либо кинуть в бардачок или багажник. Опять же Alan 42 совершенно не требует пространства для размещения: его можно повесить, например, на дефлектор отопителя, положить на панель приборов или кинуть на сиденье рядом.
Есть ли минусы? Существенный только один: мощность передачи. Если бы мощность была равна мощности мобильных радиостанций, да ещё в портативном варианте, это была бы уже фантастика и предел мечтаний. Ещё из минусов - сканирование: оно производится по всем сеткам подряд, это неудобно и фактически делает возможность сканирования бесполезным. Хотя надо отметить, что сканирование выполняется быстро.

Пару слов о североамериканском варианте - Midland 75-822. В данной рации имеется вызов последнего канала, 5 каналов памяти, работает она только в АМ (неточно), имеется "погодный" приемник (161-163МГц), переключение также и на 19-й аварийный канал, рация способна сканировать как в целом, так и только по каналам памяти.

Радиостанция Midland 75-822 - американский аналог рации Alan 42

Ссылки на сайты производителей и поставщиков Alan-Midland:
http://www.midland.ru/products/consumer/CB_27/257/
https://midlandusa.com/cb-radios/product/75-822cb-radio/